Актуально в эти дни, особенно коментарий священника Стефана Притчи Соломона. Глава 21, стихи 23-31. Глава 22, стихи 1-4. 23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 24 Надменный злодей – кощунник имя ему – действует в пылу гордости. 25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. 27 Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. 28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 31 Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа. ГЛАВА 22. 1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. 2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. 3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. 4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Комментирует священник Стефан Домусчи. Современного человека повсюду окружают тексты, письменные или устные, художественные, научные, публицистические, реклама радио телевидение. Заметно нам это или нет, но мы практически не прибываем в тишине, нас всё время окружают информационные потоки. Более того, мы настолько к этому привыкли, что тишина стала для нас неудобна, мы ищем информацию от других, производим ее сами, заполняя ею не только собственное сознание, но и собственную душу. Мы разговариваем друг с другом, сообщаем новости, делимся чьими-то идеями, но практически не задумываемся над тем, какими будут последствия наших действий, будут ли они служить стяжанию мирного духа, или будут озлоблять и настраивать одних людей против других или напротив способствовать их примирению. Иногда люди идут на сознательный обман, подделывают информацию и ложь выдают за правду… Вспоминая, что Христос называет в Евангелии дьявола отцом лжи, понимаешь, что подобная деятельность — откровенный демонизм, совершенно недопустимый для человека, который делает иметь общение с Богом. Иногда обман называют шуткой, иногда розыгрышем, но как быть если он влечет за собой разрушительные последствия. Грань между правдой и ложью становится очень тонкой, прячется в акцентах и деталях… Как ни страшно в этом признаваться, но мы дошли того того, что отвечать за свои слова стало доблестью, тот кто не говорит лишнего — подобен аскету. Чтение, которое мы сегодня услышали начинается с очень важных слов: Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Речь, конечно, не о полном молчании, но о том, чтобы относиться к своим словам вдумчиво и все время отдавать себе отчет в том, как они отзовутся в твоей жизни и в жизни других людей. В современной суете мы практически об этом не думаем. Шутим, смеемся, относимся к речи совершенно беззаботно… Все это не грех само по себе, ведь в Ветхом Завете немало добрых слов сказано о веселье! И все же, если наши слова унижают или смущают другого человека, если они ранят его, если могут повлиять на его жизнь разрушительно, они совершенно недопустимы. Именно поэтому Соломон проповедует бережное отношение к человеку. Наша речь, обращенная к другим, должна быть обусловлена двумя факторами: заботой о себе и заботой о другом. Тот, кто лжет — обманывает другого, но он так же отравляет и собственную душу. То же и с тем, кто говорит нечто пошлое и развращающее: он губит другого и при этом губит самого себя. В современном мире мы настолько взаимосвязаны, что неправда одного одного может погубить тысячи людей, в то время как он может этого не заметить. НО с другой стороны это значит, что и правда одного может спасти тысячи. Сегодня мы, как впрочем и во все века до этого, много общаемся друг с другом. Однако христианское общение должно быть особым. Особыми должны быть «христианские тексты», особыми «христианские передачи», особой «христианская беседа». Это совсем не значит, что они должны быть унылыми или вечно серьезными, нудными и неинтересными. Нет конечно, они могут быть и веселыми и интересными… Христианскими же они оказываются не по содержанию, но по бережному отношению к другому человеку. Они должны быть не разрушительными, но созидательными, не смущающими, но просвещающими. Иными словами, христианский текст, как и все христианское вообще, должен иметь в основе любовь Христову ко всем людям и память о том, что Он умер и воскрес, чтобы всякий, даже самый меньшего и, как может показаться, незначительный из нас, не погиб, но имел жизнь вечную.