Наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) на Пасху обратился к братии с необычным и довольно обширным словом. Вот некоторые цитаты:
В этот священный и светлый день многие не только лишены возможности молиться в храме, но и обречены страдать на одре болезни. Среди страждущих, как вы знаете, и наш собрат схиигумен Серафим, который сейчас находится в Москве в реанимации с двусторонним воспалением лёгких.
Я прошу всех вас молиться и о нём и о всех тех, кто сейчас задыхается, кто сейчас умоляет в глубине сердца Господа о помиловании, о том, чтобы Господь помог и восставил от одра болезни и сподобил снова служить Церкви или быть снова в своей семье. Молиться о всех тяжело заболевших.
Не дай Бог никому таких мучений, которые они переживают сейчас. И в эту пору мы должны особенно усердно молиться. Это наше призвание, наш долг. И та редкая возможность, которую нам Господь пока даёт, — здесь в тишине молиться от всего сердца о всех страждущих, о всех недугующих, о всех тех, кто просит сейчас Бога о помощи.
Независимо от того — верующие они или неверующие, православные или нет. Потому что всякая душа по сути своей христианка. И мы должны сострадать каждой душе человеческой.
Очень многие люди сейчас объяты страхом, тревогой, осуждением, ропотом, сомнением. Многие, возможно, испытывают гнев по отношению к тем, кто принимает ответственные решения: «Почему они делают так? Почему они не делают иначе?».
Но сейчас очень важно всем нам понять, что Господь через эти испытания даёт нам возможность впервые за многие и многие годы, даже за десятилетия, — осознать себя народом. Осознать то, что мы не население, не общество, — мы народ! Стать народом. Кто бы ни входил в этот народ, ещё раз повторяю, — и верующие, и неверующие, и те, кто исповедует другую религию, кто поддерживает власть, и кто стоит к ней в оппозиции, люди разных национальностей и убеждений.
И стать выше всех этих убеждений, разногласий, разделений. Мы все сейчас должны быть вместе!
Протянуть руку помощи. Кто-то может помочь делом. Кто-то- добрым словом. А кто-то может, вот как мы здесь, от всего сердца молиться о всех, о всей нашей стране, о всём мире. Но одно нельзя делать во время шторма - раскачивать лодку. Надо быть сдержанными в эмоциях, думать о последствиях своих слов и поступков.
Мы знаем, что Господь попустил это несчастье. Но мы должны понять — для чего? Ведь не для того, чтобы мы пересидели эту беду, каждый в своём углу. Чтобы как-то это мимо нас прошло и лишь бы нас не задело. Нет! Для того, чтобы мы осознали: так ли мы живём, как должны жить? Так ли мы поступаем, как должны поступать по своей вере?
Коронавирус делает невозможное.
Благодаря пандемии, Церковь начинает заниматься тем, к чему призвана — молитвой.
Не бесконечными политическими дрязгами.
Не распиливанием государственных и частных бюджетов.
Не лоббированием своих интересов через принятие законов.
Не фарисейским осуждением всех и вся.
Не попытками всех учить жизни.
А молитвой. За весь мир, за страну, за каждого человека.
Запомните этот день и эту Пасху.